Древнегреческая поэтика
Солон (Начало VI в. до н. э) Лирика
Солон - Знаменитый афинский законодатель и поэт считался в древности одним из «семи мудрецов». Он происходил из знатного, но обедневшего рода. Отец Солона был человеком небогатым, и после его смерти у сына не осталось почти никаких средств к существованию. Принимать помощь от чужих людей юноша не хотел и поэтому решил попытать счастья за морем. В те времена в Афинах торговлей с заморскими странами занимались только немногие смельчаки. На кораблях они отправлялись с афинскими товарами в дальние страны, а оттуда привозили дорого ценившийся в Афинах хлеб. Подобное путешествие было делом опасным, но зато одна удачная поездка могла сделать человека богатым. Солон отправлялся в плавание не только ради наживы, но не для того, чтобы повидать свет, приобрести жизненный опыт и познакомиться с жизнью разных народов. К наживе ради наживы Солон не стремился. В своих стихах он писал, что одинаково, богаты и те, Солон разбогател, но свое доброе имя и доблесть он ценил выше приобретенного богатства. Вернувшись на родину, Солон застал в Афинах ожесточенную борьбу различных групп населения. Простой люд не имел земли и находился в кабале у кучки знатных (эвпатридов). Народ требовал земли и свободы и> боролся против власти эвпатридов.
Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск 2005
***
Народ созвал я, слова дав ему залог; Скажите ж, в чем нарушил это слово я? Свидетельницей будет пред судом времен Из всех богинь Олимпа величайшая, Святая наша матерь, черная Земля: Расставленных повсюду крепостных камней С нее я снял обузу, возвратил рабе Свободу. Многих я сынов ее вернул В Афины, в их отчизну богоданную, Что на чужбину были проданы: одни - Законно, а другие - силою господ. Вернул и тех, что в страхе бросились бежать И уж забыли речи звук аттической В скитаньях долгих; тех же, что внутри страны Влачили иго рабства недостойного, Господ надменных прихоти покорствуя, Свободой снова одарил я. Вот чего Достиг я, силу с правдой сочетав, и все, Что обещал, свершил я. Я сравнил затем Перед лицом закона добрых и худых, Тех и других заветам Правды подчинив. А если бы другой кто захватил рожон, Муж хитрый, алчный, в средствах неразборчивый, Он черни не сдержал бы, замутил бы град - И незаметно с гущи снял бы жира слой.
Из элегии Саламин
(Афиняне, утомленные войной с мегарцами из-за острова Саламин, издали закон, по которому под страхом смертной казни запрещалось обсуждать вопрос о возобновлении войны. Тогда, как рассказывают, Солон притворился сумасшедшим, пришел на афинский рынок и, опустившись на колени, стал декламировать элегию, в которой призывал кборьбе за Саламин. Эта элегия содержала сто стихов, из которых до нас дошло в отрывках лишь восемь.)
Вестником я прихожу с желанного нам Саламина, Но вместо речи простой с песнью я к вам обращусь... Я предпочту, чтобы родиной мне не Афины служили, Но чтобы дали приют мне Фоленгандр и Сикин... Мы ведь дождемся того, что повсюду, как клич, пронесется: "Родом и он из Афин, сдавших врагам Саламин". На Саламин мы пойдем, сразимся за остров желанный, Прежний же стыд и позор с плеч своих снимем долой!