Якутская мифология (фольклор якутов)
Абаасы
Абаасы - огромное каменно - железное чудовище в фольклоре якутов. Живет в лесной чащобе подальше от людских глаз. Рождается из черного камня похожего на ребенка. Чем старше он становится тем камень больше похож на ребенка. Сначала каменный ребенок ест все тоже, что едят люди, но когда вырастает он начинает есть самих людей. Иногда упоминаются как антропоморфные одноглазые, однорукие, одноногие чудовища ростом с дерево. Абаасы питаются душами людей и животных, искушают людей, насылают несчастья и болезни, могут лишить рассудка. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву Абаасы животное, тем самым обменивая его душу на душу человека, которой они угрожают. Если смотреть описание Абаасов в Мифологическом словаре Е.М Мелетинского, то там мы читаем:
Абасы, Абаасы, у якутов злые духи верхнего, среднего и нижнего миров. Согласно некоторым мифам, имеют облик человека ростом с лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища. Всё вредное и гадкое - растения и животные создано А. Они искушают людей, подбивая на преступления, насылают на них бедствия и болезни, многие из А. могут лишить людей рассудка...
Видимо, автор мифологического словаря, не задумывался над текстами описаний фольклорных (мифологических) существ. Просто, прослеживается логическая не стыковка: Нижнего, Среднего и Верхнего миров. Во всех трех мирах абаасы представлены как зло. Почему то возникают ассоциации со злыми Ангелами, Архангелами, Херувимами, т.е с существами по своей сути несущими добро. В одном из многочисленных мифов, добрые боги создали землю и приблизили красоту ее к красоте высших миров, но, не обошлось здесь и без участия второй стороны - зла, злой дух Абаасы, "затоптал и исцарапал её. Следы его деяний остались в виде рек, озёр и гор". Не обошлось без его "участия" и создание самих людей. Так же по легенде, люди были созданы из камня и помещены в специальный каменный дом, к которому был приставлен сторож, охраняющий от проникновения в дом злого духа. Абаас, все таки пробрался в этот дом подкупив стражника и облил грязью творение богов. Увидев содеянное, боги, превратили стражника в собаку, а, людей "вывернули на изнанку", оставив внутри них эту грязь. В одном из эпических произведений описывается борьба светлых и темных сил:
За пределами сгинувших навсегда Древних бранных веков... Три враждебных рода богатырей Светлые исполины айыы И враги их - верхние абаасы И подземные абаасы, копьями на лету потрясая, С воплем сшибались, дрались...
В противоположность Порождающему началу, существовал в Якутской мифологии и Поглощающее Начало, обитатели темной стороны. Если посмотреть на перевод слова абаасы с древне-тюрского, то слово это переводится как - пугало. В более поздних переводах оно означает - черт, бес, дьявол. В более широком осмыслении этим выражается негативное в жизни, будь то болезни, смерть, бедствия... С корнем слова абаас, так же, связано много других слов, отражающих негатив: "аба (яд, горечь, досада), абар (злиться), абас - женский половой орган (в древности женское начало ассоциировалось с нижним миром". Абаасы, достаточно часто упоминаются в рассказах, мифах, эпосе Якутов. Один из солярных мифов упоминает о смене сезонов, где глава божеств абаасы, населяющих три нижних яруса верхнего мира Улуу Суорун Тойон в образе медведя убивает лося. Олицетворяющее злое начало - абаасы, живущие по краям нижних небес: в западной, северной и южной частях видимого неба. О их заселении на писано в эпосе следующее:
А в сказаньях седых времён Прежде слыхали мы, От предков узнали мы, Что, кроме рода айыы, За гранью мятежных небес, Летящих с запада на восток, Утвердились вначале времён Прародители девяти племён Верхних адьараев-абаасы. Заселили весь южный край завихряющихся в бездну небес. Шаманов, оборотней, ведунов, Кружащихся, как снеговой ураган Северных ущербных небес
Якутский фольклор во многом основан на верованиях в силы природы, в сверхъестественные способности животных, перевоплощениях. Что можно видеть на примере главы Абаасы - Улуутуйар Улуу Суорун Тойон, который часто представал в образе большого ворона. Абаасы, так же являются покровителями многих племен и родов, в особенности, благоволят к шаманам и всячески им помогают.