16x9

Мировые религии

Энциклопедия Зороастризма

Страницы: 1  2


Энциклопедия Зороастризма

   В Зороастризме культовые обряды совершаются жрецами, в сословие которых доступ всегда был открытым. Обряды зороастризма отличает их суровый и печальный характер. Центральное место в культе зороастризма занимает огонь, который считается воплощением божественной справедливости - Арта. Священный огонь поддерживается в храмах и домах в особом месте, где зажигаются особые ароматические палочки с заклинаниями и молитвами. Угасание священного огня не допускается, поскольку это означает наступление сил мрака. Огонь, как священный атрибут, не должен гореть рядом с умершим и на время прощания с покойным огонь переносится из дома в особое место.
   Священными объектами в зороастризме считаются также вода и земля. Долгом каждого верующего является удаление из воды любого мертвого организма. Вода, в которой обнаружено мертвое существо, на некоторое время считается нечистой и ее использование (не только для питья, но и для хозяйственных нужд) категорически запрещается. Не менее строго соблюдается и чистота земли: на земле, где обнаружены непогребенные и начавшие разлагаться останки животного, запрещается вести полевые работы. Поэтому и древние персы, и современные последователи зороастризма самым строжайшим образом следят за состоянием своих водоемов и земельных участков. Важное значение в традиции зороастризма имеют и обряды очищения человека. Правила предписывают верующему тщательно следить за чистотой своих ногтей, волос, зубов и ежедневно совершать обрядовое омовение. В древности для обряда омовения использовалась не только вода, но и бычья моча. Но главным считается очищение души. Для этого в зороастризме широко применяется самобичевание, а также уничтожение "нечистых" животных (змей, лягушек и скорпионов) и разведение "животных Ахурамазда", прежде всего собак. Одним из наиболее действенных способов очищения души считается безвозмездное и добровольное участие в общественно-полезных работах, таких, как прокладка каналов, строительство мостов, вспашка и разрыхление земли и изготовление орудий труда. Большое значение для очищения имеет также благотворительность и помощь бедным.

Ахурамазда

   Смертными грехами в зороастризме считаются: воровство, грабеж, создание преград для продвижения скота и обман, а добродетелями - правда, справедливость, верность, чистота, трудолюбие, миролюбие, смирение и сострадание. Смерть человека, имеющего бессмертную душу, как таковая не страшна, страшно лишь зло, совершаемое им при жизни. В момент смерти человека в его дом обязательно являются демоны, которые стараются захватить души даже хороших людей. От них можно спастись только посредством обряда очищения, который совершают родственники покойного. Если человек умер в одиночестве, к нему на помощь могут прийти собаки, отгоняющие своим лаем злые силы. Своеобразной является и форма захоронения. Зороастрийцы хоронят усопших в особом сооружении - дакме ("башне молчания"). Дакма представляет собой высокую полую башню, на вершину которой заносится тело покойного, где его расклевывают грифы. Останки трупа под действием времени и природных явлений обращаются в прах и проваливаются внутрь башни через решетку. Когда дакма наполняется доверху, ее оставляют как запретное место и строят новую. Спустя годы старая дакма разрушается и сравнивается с землей. Тот, кто берет на себя труд разрушить старую дакму, получает полное отпущение всех грехов, как прошлых, так и будущих. Такой тип захоронения связан с традицией почитания всего живого - ни огонь, ни вода, ни земля не должны касаться трупов.

Митра

   После смерти душа человека попадает к богу послушания, который отводит ее к Митре, оберегая от демонов. Митра вершит суд, на котором грехи и добрые дела умершего взвешиваются на особых весах. Весы находятся "за спиной" души и приговор суда ей не сообщается. Затем душа проходит по мосту над пропастью: если ей суждено попасть в рай, то мост остается под ее ногами широким и прочным; если душа осуждена на адские муки, то после первых шагов мост обращается в тонкую нить и душа срывается в пропасть, где находится ад. В зороастризме есть и учение о конце света. Конец света будет ознаменован затмениями, землятрясениями и бурями. Людские страдания будут умножаться и государство попадет под власть демонов - внешних врагов. Но в это время на земле родится сын Заратустры, который победит демонов, после чего наступит царство света и время земного бессмертия человека, когда пища станет ему не нужна. С наступлением всеобщего благоденствия большинство людей вновь отпадет от истинной веры, что позволит Ахриману вновь начать свое наступление. После того как появится герой, который убьет дракона, насланного Ахриманом, наступит тысячелетнее царство Ахурамазда. В преображенном облике восстанут Заратустра, первый человек Гайомард и первая пара - Машна а Машиян, а вслед за ними в и все люди. Тысячу лет будет вершиться новый суд - общий и гласный. Грешников вновь осудят на адские муки, а праведники обретут рай. Но теперь для наказания в аду будет отведено только три дня, после чего вся земля расплавится и снова возродится. Все люди тоже возродятся и станут добрыми и благочестивыми. Ахурамазда окончательно победит Ахримана, а все живущие обретут совершенство и бессмертие и наполнят собой всю Вселенную.

   Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством его личного спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни, предписанный зороастризмом. "Добрая мысль", "доброе слово" и "доброе дело" - вот главные орудия в борьбе со злом. Особое значение в зороастризме придается умножению материальных благ - от разведения скота до крупного предпринимательства, и произведению потомства, что умножает воинство доброго начала. Поэтому зороастризму всегда был чужд аскетизм. Зороастризм занял господствующее положение в Древней Персии во время правления династии Ахеменидов (VI-IV вв. до н.э.) и окончательно оформился как государственная религия при Сасанидах (III- VII вв. н.э.). После арабских завоеваний зороастризм еще около четырех веков продолжал играть значительную роль в Иране и соседних странах. В начале средних веков многие литературные памятники зороастризма были переведены и записаны на персидском языке, а в IХ в. составлена общая энциклопедия зороастризма - Денкарт. В VII-Х вв., когда в Иране началось активное насаждение ислама, многие последователи зороастризма переселились в Индию, где основали свои общины. Потомки этих переселенцев - парсы, в настоящее время проживают в индийских штатах Махараштра и Гуджарат (30 тысяч человек) и в Пакистане (10 тысяч человек). В Иране зороастризм исповедуют гебры, образующие самостоятельную этническую группу в несколько тысяч человек, которая проживает в Йезде и Кермане. В отличие от других народов Индии и Ирана, парсы и гебры сильно европеизированы. Они преимущественно заняты в сфере торговли, предпринимательства и управления и заметно выделяются высоким уровнем своего благосостояния. Парсы и гебры имеют свои религиозные общины, возглавляемые жрецами, храмы и кладбища, но их релегиозная жизнь, как правило, скрыта от иноверцев.

Автор: Avatara Автор

Страницы: 1  2